Содержание:
Вступление
Для начала нужно понимать, как вообще работает усилитель любого класса и мощности.
Подаваемый ток от мощного блока питания пропускается через подключенный к усилителю динамик. Выходной транзистор повышает мощность частотных колебаний до значения, обеспечивающего работу динамической головки, а управляет (мощнее или слабее) всем этим, сигнал, который поступает на усилитель с головного устройства.
Классы усилителей
Класс усилителя - это величина выходного сигнала, при которой он в функциональной схеме на протяжении одного рабочего цикла приводится в действие синусоидальным входящим сигналом и в результате этого воздействия изменяется.
Все классы усилителей условно можно разделить на две подгруппы.
- Категория усилителей - классические управляемые модели классов A, B и AB; Их категория обусловлена параметром их проводимости на определенном участке выходного сигнала. Таким образом, работа встроенного транзистора на выходе располагается посредине между «выкл» и «вкл».
- Категория усилителей - это более современные модели, которые считаются так называемыми переключающимися, класса D. Эти усилители применяют в работе широтно-импульсную модуляцию, а также цифровые схемы для беспрерывного переведения сигнала между «полностью выкл» и «полностью вкл». Как следствие, происходит мощный выход в районе насыщения.
На рынке автозвука чаще всего встречаются усилители AB и D класса. A и B класс встречается очень редко и в связи с высокой стоимостью изделия рассматривать тх не будем.
Усилитель класса AB
Эта модель представляет собой сочетание конструкции класса А и класса B.
В наше время усилители класса AB считаются одними из самых распространенных вариантов.
Усилитель класса AB является разновидностью усилителя класса B, за исключением того, что оба устройства могут в одно и то же время проводить сигнал возле точки пересечения осциллограмм, что устраняет проблемы искажения кроссовера предыдущего усилителя класса B.
Можно с полной уверенностью сказать, что усилители класса AB считается отличным компромиссом между моделями класса А и моделями класса В с позиции КПД и линейности, в то время как эффективность трансформации звукового сигнала составляет приблизительно 50-60%.
Плюсы:
- Сочетание преимуществ усилителей класса A и В;
- Живая и теплая звуковая подача;
- Минимальные искажения.
Минусы:
- Невысокий КПД (в среднем 50%);
- Большие размеры;
- Высокая теплоотдача.
Усилитель класса D
Это нелинейный импульсный усилитель или ШИМ-усилитель. Усилители класса D теоретически могут достигать 100% эффективности (КПД), так как в течение цикла не существует периода, когда формы напряжения и тока перекрываются, так как ток подается только через включенный транзистор.
Плюсы:
- Высокое КПД (70-100%);
- Экономное расходование энергии блока питания;
- Компактные размеры.
Минусы:
- Электромагнитные искажения;
- Звук может показаться слишком сухим.
Какой выбрать D или АВ класс?
Для подключения акустических систем вы можете смело выбрать усилитель АВ-класса. Схемотехника таких усилителей за долгие годы хорошо отработана, они имеют высокое качество звучания и, в случае неисправности, их можно легко отремонтировать.
Если место для инсталляции усилителя сильно ограничено, обратите внимание на широкополосные модели D класса. При той же мощности, что и у моделей АВ-класса они намного компактнее, в большинстве своём меньше греются, и их можно установить даже скрытно, с минимальными вмешательствами в штатные элементы автомобиля.
Для громких инсталляции, так же обратите внимание на широкополосные усилители D класса с мощными быстродействующими транзисторами, где самое важное это КПД.
Для подключения сабвуферов преимущество имеют усилители D класса. Бас – это самый "энергозатратный" частотный диапазон и потому КПД усилителя может иметь решающее значение. В этом случае D-класса самый правильный выбор.
- Комментарии